30.10.2013 00:10 Давность: 11 лет

У троянского астероида Юпитера (911) Агамемнона обнаружен спутник

Категория: Малые тела

Во время покрытия Агамемноном звезды HD 70920 был обнаружен небольшой спутник этого астероида размером около 5 километров.

Владислава Ананьева

Агамемнон – один из троянских астероидов Юпитера, т.е. движется вокруг Солнца по орбите планеты-гиганта, опережая ее примерно на 60 градусов. Большая полуось орбиты Агамемнона близка к 5.27 а.е., эксцентриситет мал (~0.067), а период обращения почти равен периоду обращения Юпитера (12.1 земных лет). Наклонение орбиты к эклиптике достигает 21.8 градусов.

19 января 2012 года Агамемнон затмил собой яркую звезду 8 звездной величины HD 70920 (HIP 41337) из созвездия Рыси. Тень астероида прошла по северной Америке от Великих озер через Канаду до Аляски. Покрытие наблюдали в 8 различных точках вдоль полосы затмения, в том числе с помощью 36-сантиметрового телескопа и подключенной к нему видеокамеры, делавшей 30 кадров в секунду. Это позволило определить размеры астероида и оценить угловой размер затмеваемой звезды.

Совершенно неожиданно для исследователей уже после окончания затмения на кривой блеска HD 70920 прорисовался еще один короткий глубокий минимум. Это означало, что у Агамемнона есть небольшой спутник, который также ненадолго затмил звезду.

Кривая блеска звезды HD 70920, затмеваемой астероидом Агамемнон и его спутником.

Форма Агамемнона оказалась близкой к эллипсу с размером осей 190.6 ± 0.9 на 143.8 ± 1.5 километров, что дает величину среднего диаметра 165.6 километров. Эта величина прекрасно согласуется с оценкой размера этого астероида (167 ± 4 км), полученной при наблюдениях в инфракрасном диапазоне с помощью спутника IRAS. Фотометрические наблюдения Агамемнона, сделанные месяцем позже, позволили определить его период вращения – он оказался равным 6.59 ± 0.01 часа.

Размер спутника Агамемнона оценили в 5 км (точнее, в 3-10 км). В момент затмения он находился на расстоянии 278 ± 5 км от центра Агамемнона (в проекции на небесную сферу), что соответствует угловому расстоянию 0.0931 угловых секунд. К сожалению, это слишком мало для разрешения пары с помощью наземных телескопов, учитывая малый блеск самого Агамемнона (его видимая звездная величина ~ +16) и высокий контраст (~7 видимых звездных величин) с его маленьким спутником.

Авторы открытия отмечают, что Агамемнон стал третьим двойным троянцем Юпитера. Ранее была обнаружена двойственность троянского астероида 617 Патрокл, состоящего из двух обломков диаметром около 100 км, вращающихся вокруг общего центра масс, и астероида 624 Гектор, у которого был обнаружен спутник размером 10-15 км.

Источники: http://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1310/1310.3220.pdf