31.10.2023 22:59 Давность: 184 дн.

Станция «Юнона» нашла на поверхности Ганимеда органические молекулы

Категория: Системы планет гигантов, Юпитер

Планетологи, работающие с данным межпланетной станции «Юнона», обнаружили на поверхности самого крупного спутника Юпитера Ганимеда гидратированные соли и органические молекулы. Их источником, по мнению ученых, могли быть гидротермальные процессы в подповерхностных резервуарах с рассолом. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Снимок Ганимеда был получен 7 июня 2021 года камерой JunoCam на борту станции «Юнона».

Ганимед представляет собой самый крупный и массивный спутник планет в Солнечной системе, превосходя по размерам Меркурий. Он очень интересен для ученых, так как обладает собственным магнитным полем, генерируемым за счет жидкого ядра, что является уникальным случаем для спутников планет. Кроме того, Ганимед характеризуется наличием потенциального подповерхностного океана и разреженной атмосферы, а также демонстрирует признаки тектонической активности.

Группа планетологов во главе с Федерико Този (Federico Tosi) из Национального института астрофизики в Риме опубликовала результаты наблюдений с высоким пространственным разрешением поверхности Ганимеда при помощи инфракрасного инcтрумента JIRAM станции «Юнона», проведенных во время близкого облета спутника седьмого июня 2021 года.

Ученые определили, что водяной лед на поверхности Ганимеда смешан с различными соединениями, такими как гидратированные хлориды натрия и аммония, карбонаты натрия и аммония, а также органическими соединениями, например, ароматическими углеводородами. Возможно наличие алифатических альдегидов, которые считаются предшественниками пребиотических молекул. Сульфатов кальция, натрия и аммония обнаружено не было, однако есть признаки наличия блёдита. Не было также найдено свидетельств наличия соединений экзогенной природы, таких как перекись водорода или гидратированная серная кислота.

Исследователи предполагают, что найденные на поверхности Ганимеда соли и органические соединения обладают эндогенной природой и могут происходить из соленой воды, достигшей поверхности спутника из подповерхностных резервуаров, где могли идти реакции с участием воды и горных пород.

Источник: N+1