10.05.2020 23:31 Давность: 4 лет

Астрономы выяснили, как на астероиде Рюгу возникли красноватые полосы

Категория: Малые тела

Японские планетологи проанализировали снимки, которые зонд "Хаябуса-2" получил в момент его посадки на поверхность астероида Рюгу, и нашли намеки на то, что загадочные залежи красноватых пород на его поверхности сформировались в ходе его недавнего сближения с Солнцем. Выводы ученых опубликовал научный журнал Science.

"Породы красноватого цвета на астероиде Рюгу могли появиться из-за того, что примерно 300 тыс. лет назад его орбита временно поменялась, в результате чего астероид сблизился с Солнцем. Его поверхность начала сильнее прогреваться, из-за чего залежи органики на его поверхности покраснели", – пишут ученые.

Зонд "Хаябуса-2" запустили в начале декабря 2014 года для того, чтобы изучить астероид Рюгу, а также собрать пробы пород с его поверхности и доставить их на Землю.

Зонд сделал это в два этапа. Сначала он сблизился с поверхностью астероида в феврале 2019 года и выстрелил в нее пятиграммовой танталовой пулей. Ударившись о поверхность астероида, она должна была поднять пыль, которую "Хаябуса-2" собрал в пробоотборник

Через два месяца зонд сбросил на Рюгу бомбу примерно с 4,5 кг октогена, создав на поверхности астероида рукотворный кратер. В июле прошлого года "Хаябуса-2" еще раз сблизилась с поверхностью астероида в точке взрыва, забрав предположительно чистые образцы первичной материи Солнечной системы.

Сине-красный астероид

Однако снимки, которые камеры аппарата сделали в момент первого сближения с поверхностью, заставили японских планетологов сомневаться в этом. На этих фотографиях видны образцы пород, которые подбросила вверх танталовая пуля.

Глобальная карта поверхности астероида Рюгу, показывающая спектральные наклоны в каждой точке (вверху). Белой рамкой очерчена точка первого касания (TD), имеющая координаты 4.3° северной широты, 206.47° восточной долготы. Кратеры с диаметром больше 20 метров обведены черными окружностями. Белыми пунктирными рамками очерчены области, в большем масштабе показанные ниже. Рисунок из оригинальной статьи.

Дело в том, что сразу после прибытия "Хаябусы-2" к Рюгу ученые заметили, что его поверхность неоднородна по своему составу. Она покрыта чередующимися полосами из пород красноватого и синеватого цвета, природа которых до недавнего времени оставалась загадкой для астрономов.

В точке первого сближения зонда с поверхностью астероида, как отмечают ученые, преобладали породы синеватого цвета, которые планетологи ассоциировали с первичной материей Солнечной системы. При этом красноватые породы ученые ассоциировали с менее первозданной материей, которая попала в недра астероида в момент гибели его прародителя и формирования Рюгу из его обломков.

Когда ученые начали рассматривать кадры посадки и взлета "Хаябусы-2", то обнаружили, что значительная часть этих красноватых пород была похожа на песок, который легко "сдували" с поверхности Рюгу двигатели зонда. В пробоотборники аппарата вместе с образцами синеватой первичной материи попало достаточно много и красноватых пород.

Подобная структура красноватых регионов астероида, по словам планетологов, говорит о том, что они возникли на поверхности небесного тела относительно недавно, примерно 300 тыс. лет назад. Как считают ученые, это произошло в результате того, что орбита Рюгу в то время резко изменилась, из-за чего он впервые сблизился с Солнцем и покрылся тонким слоем красноватого "песка".

Синеватые полосы на поверхности Рюгу, как отмечают ученые, возникли значительно позже, из-за того, что часть красноватого песка была выброшена из экваториальных регионов астероида под действием силы вращения, а также в результате формирования новых кратеров в других участках его поверхности. Изучение образцов красноватой и синеватой материи, которые "Хаябуса-2" доставит на Землю в конце этого года, поможет ученым проверить эту гипотезу и окончательно узнать историю формирования Рюгу.

Источник: ИТАР-ТАСС