09.01.2020 22:47 Давность: 4 лет

Открыт первый в истории «внутривенерианский» астероид

Категория: Малые тела

Астрономы обнаружили первый в истории астероид, орбита которого целиком находится внутри орбиты Венеры. Ученым ранее были известны малые планеты, которые подходят к Солнцу ближе Венеры и даже Меркурия, но во всех случаях самая дальняя точка орбиты — афелий — находился за орбитой Венеры. Первое исключение из этого правила — астероид, получивший обозначение 2020 AV2 — был обнаружен участниками проекта ZTF (Zwicky Transient Facility) американской Паломарской обсерватории. Информация о малой планете опубликована на сайте Центра малых планет Международного астрономического союза.

В настоящее время ученым известно около 800 тысяч астероидов, но только 21 из них имеют орбиту с афелием, который находится в пределах орбиты Земли. Эти тела составляют так называемую группу Атиры или «внутриземных» астероидов (Inner-Earth Objects, IEOs), названную по самому большому члену из группы, астероиду 163693 Атира. У большинства из них афелийные расстояния составляют около 0,9 астрономической единицы. Лишь в прошлом году был открыт объект 2019 AQ3 с рекордно малым афелийным расстоянием — 0,77 астрономической единицы.

Новый представитель группы Атиры был обнаружен в созвездии Водолея астрономами ZTF 4 января с помощью небольшого телескопа с диаметром зеркала 1,2 метра. Первоначально ему был присвоен индекс ZTF09k5, после того, как открытие было подтверждено другими обсерваториям, он получил обозначение 2020 AV2.

Астероид 2020 AV2.

Хотя наблюдения нового объекта продолжаются, и параметры его орбиты будут уточняться, уже понятно, что его афелий находится рекордно близко к Солнцу — на расстоянии 0,65 астрономической единицы (афелий и перигелий Венеры находятся на дистанциях 0,73 и 0,72 астрономической единицы). Перигелий, ближайшая к Солнцу точка орбиты астероида, находится на дистанции 0,46 астрономической единицы, то есть он «касается» орбиты Меркурия, чей афелий — 0,47.

Орбита астероида 2020 AV2 (белая линия).

«Слабая "заселенность" внутренних районов Солнечной системы объясняется отчасти сложными условиями для наблюдений. Как и внутренние планеты — Венера и Меркурий — с точки зрения земного наблюдателя они держатся на небе очень близко к Солнцу и видны только в очень короткий промежуток времени сразу после заката или незадолго до восхода невысоко над горизонтом», — пояснил астроном Денис Денисенко.

«Возможно, внутри орбиты Венеры есть сотни и тысячи еще неизвестных нам астероидов, но этот (2020 AV2), вероятно, один из самых больших — его размер примерно два километра. Он примечателен еще и тем, что находится в орбитальном резонансе 3:2 с Венерой, то есть он делает три оборота вокруг Солнца за время, за которое Венера делает два оборота», — добавил ученый.

Источник: N+1