21.10.2019 22:29 Давность: 4 лет

Межзвездная комета Борисова очень похожа на кометы Солнечной системы

Категория: Малые тела

Размеры ядра оцениваются в 2 км, свечение комы обусловлено в основном пылью, отражающей солнечный свет, скорость истечения микронных пылинок оценивается в ~44 м/с.

Владислава Ананьева

Пролёт через Солнечную систему первой межзвездной кометы привлек к ней всеобщее внимание. В отличие от загадочного Оумуамуа, обнаруженного уже на отлёте, комета Борисова еще только приближается к Солнцу. Ожидается, что она пройдет перигелий 8 декабря 2019 года на расстоянии 2.012 ± 0.004 а.е., а с Землей сблизится 28 декабря на минимальное расстояние 1.9 а.е.

14 октября 2019 года в онлайн-версии журнала Nature была опубликована статья, посвященная наблюдениям кометы 2I/Borisov с помощью 4.2-метрового телескопа им. Вильяма Гершеля в а Пальма (WHT) и 8.2-метрового телескопа Gemini North на Гавайях. В период наблюдений расстояние между кометой и Солнцем составило 2.8 а.е., а между кометой и Землей – 3.4 а.е.

Цвет комы оказался слегка красноватым (разница в блеске в зеленых и красных лучах составила 0.66 ± 0.01 звездной величины, что лишь немного больше солнечного значения 0.45 ± 0.02 звездной величины). Такой легкий красноватый оттенок типичен для комет Солнечной системы.

Снимки кометы 2I/Borisov в зеленых (слева) и красных (справа) лучах. Поперечник каждого кадра – 1 угловая минута. Стрелки указывают направления на восток (E), на север (N), противоположно вектору скорости кометы (-V) и в антисолнечное направление.

Морфология комы не зависит от спектральной полосы, в которой ведутся наблюдения – это говорит о том, что излучение комы вызвано преимущественно пылью, отражающей и рассеивающей солнечный свет. Распределение частиц пыли следует степенному закону с показателем степени -3.7 ± 1.8, а скорость истечения пыли оценивается в 44 ± 14 м/с (у пылинок, для которых сила притяжения со стороны Солнца уравновешивается давлением солнечного света). Исследователи оценили поперечник кометного ядра в 2 км и нашли, что его разрушение из-за быстрого вращения маловероятно. В целом по своему внешнему виду, уровню активности и прочим характеристикам комета Борисова полностью подобна кометам Солнечной системы.

12 октября 2019 года комету 2I/Borisov наблюдал космический телескоп им. Хаббла. Из снимков, полученных «Хабблом», был составлен видеоролик движения кометы среди звезд:

Источник: https://www.nature.com/articles/s41550-019-0931-8