Чибис-М » Новости » 

12.05.2014 00:18 Давность: 10 лет

Мотор для «Ангары»

Категория: Технологии, В России

НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко отмечает 85-летие. История предприятия началась в мае 1929 года. Тогда молодой конструктор Валентин Глушко в газодинамической лаборатории собрал первые ракетные моторы. На двигателе «Энергомаша» отправится в свой первый полет и ракета «Ангара».

Старт ракеты для космонавтов – начало долгожданной орбитальной командировки. Однако, как устроено то, что каждый раз отрывает их от Земли и возносит в космос, в деталях не знают даже они. Сердце ракеты надежно скрыто под железной оболочкой.

«Это вот рабочая лошадка всего и вся, всей нашей космонавтики», — демонстрирует ракетный двигатель экскурсовод.

Прославленный РД-107 — двигатель, который выводит на орбиту пилотируемые «Союзы». Сегодня у космонавтов есть редкая возможность потрогать его.

«Изучали на начальных этапах нашей подготовки космонавтов, на общекосмической подготовке, но изучали двигатели поверхностно. Тем не менее, вот так близко мы еще, я еще, к нему не подходил», — признается в музее «Энергомаша» Герой Росии, летчик-космонавт Роман Романенко.

Таких звездных экскурсий в опытно-конструкторском бюро «Энергомаш» не было давно, еще со времен первого звездного отряда. В честь юбилея завода, сделали исключение. В эти дни кузнице ракетных моторов исполняется 85 лет.

«Во время войны тяга двигателя составляла максимум 1-2 тонны», — отмечает экскурсовод музея «Энергомаша». История «Энергомаша» началась задолго до Великой Отечественной, в мае 1929 года. Тогда конструктор-двигателист Валентин Глушко в Газодинамической лаборатории создавал первые ракетные двигатели, способные поднять в воздух лишь двести килограммов. Но после войны развитие ракетного моторостроения пошло семимильными шагами.
«Работали над такой конструкцией двигателя: это называется ЭД-40. Экспериментальный двигатель с тягой 7 тонн», — показывает главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов. Этот двигатель дал рождение легендарному РД-107, без которого не было бы первого спутника, не полетел бы в космос Гагарин, на Луну не доставили бы «Луноходы». Его модернизированный собрат и сегодня трудится на благо космонавтики, отрывая от Земли ракету «Союз».

Справка: «Союз» – трехступенчатая ракета среднего класса. Длина – 49 метров, масса – 310 тонн, полезная нагрузка – 7 тонн. 

От Земли ее отрывают двигатели РД 107/108, каждый массой в тысячу килограммов, длиною 3 метра и мощностью в 5,5 тысяч лошадиных сил. Двигатели «Энергомаша» установлены на первых ступенях всех известных российских ракет. Не обходятся без них и зарубежные пуски. Четверть века назад, будучи еще заводом оборонно-промышленного комплекса, «Энергомаш» вышел на международный рынок.
«И мы стали участвовать в конкурсе на двигательную установку для модернизированной ракеты-носителя Atlas. Наш большой опыт и привлекательные ценовые условия позволили одержать победу в этом конкурсе. И с тех пор, начиная с 1994 года, мы разрабатывали двигатели, а с 2000 года поставляли двигатели РД-180», — отмечает заместитель главного конструктора по науке НПО «Энергомаш» Петр Левочкин.

Справка: Atlas — семейство американских ракет-носителей среднего и тяжелого класса. Средняя длина 53 метра, масса, в зависимости от модификации, от 200 до 600 тонн. 

От Земли их отрывают четырехметровые двигатели РД-180, каждый мощностью в 144 тысячи лошадиных сил. Пятитонное «ракетное сердце» – двигатель РД-180. Чтобы его полностью собрать, работникам завода требуется месяц. Затем неделя на огневые испытания и еще месяц, чтобы проверить насколько все прошло успешно. Только после этого двигатель получает формуляр. Проще говоря, технический паспорт, с которым отправляется заказчику.

Очередной РД-180 упаковывают в контейнер, чтобы защитить от ударов и пыли. Выгрузка – это целая спецоперация с привлечением тяжелых кранов и тягачей. За 14 лет «Энергомаш» отправил в Америку 70 таких посылок. Вслед за американцами наши двигатели, только уже РД-151, стали покупать и другие страны.

«Двигатели НПО «Энергомаш» использовались при запусках южнокорейской ракеты KSLV. Было осуществлено три запуска. И во время этих запусков двигатели НПО «Энергомаш» отработали успешно», — констатирует руководитель службы внешнеэкономической деятельности НПО «Энергомаш» Дмитрий Чванов.

Южнокорейский космодром Наро на острове Венародо. В январе 2013 отсюда состоялся третий запуск ракеты KSLV с российским двигателем. На «Энергомаше» не скрывают: впереди еще масса интересных зарубежных проектов. Но российские заказы всегда в приоритете, тем более, готовится к испытаниям новая ракета. На испытательном стенде «Энергомаша» как раз сейчас установлен двигатель РД-191, именно на нем в июне 2014 года отправится в свой первый полет ракета «Ангара».

Перед испытаниями все посторонние отсюда уходят. Защитная красная крышка убирается, бронекамера плотно закрывается. К двигателю по магистралям подается топливо. А пламя во время работы уходит по газоотводу в сторону закрытого бассейна, и уже там соприкасается с водой. В атмосферу попадает уже чистый пар. Первые современные двигатели РД-191 были здесь собраны в 2010 году. С того времени конструкторы неоднократно отрабатывали их на испытательном стенде – необходимо было выяснить, какова максимальная нагрузка для нового детища.

Самое сложное позади, все узлы двигателя за три года испытаний прошли необходимую сертификацию. «РД-191 развивает тягу в 200 тонн, при этом обладает высоким уровнем удельного импульса тяги в 370 секунд», — отмечает замначальника двигательного отдела НПО «Энергомаш» Владимир Гусев. Двигателя РД-191 в реальных условиях проверят через полтора месяца. Однако работа именно над ним показала — технические возможности современных ракетных моторов исчерпаны. Надо искать другие пути, ведь цели у человечества в космосе глобальные. «Мы начали заниматься новым для нас типом двигателя – детонационным ЖРД», — признается заместитель начальника двигательного отдела НПО «Энергомаш» Владимир Гусев. Детонационный двигатель позволит и лететь дальше, и в космос выводить больше груза.

Это новый проект «Энергомаша» и очередной вызов конкурентам.На «Энергомаше» считают, что через пару-тройку лет вместо макета они смогут представить реальный экземпляр, который станет новой страницей в космонавтике.

Источник: телестудия Роскосмоса


Вход в систему не произведен
  Войти   /   Регистрация  
Сейчас на сайте нет зарегистрированных пользователей.