07.07.2021 22:14 Давность: 3 лет

Комету Виртанена уличили в перевыработке спирта при сближении с Солнцем

Категория: Малые тела

В коме кометы Виртанена во время ее очередного сближения с Солнцем в 2018 году было необычно много метанола, который, как и водяной пар, сублимировался не только с ядра кометы, но и из ледяных зерен в коме. К такому выводу ученые пришли, проанализировав спектрометрические данные наблюдений за кометой, полученные во время ее сближения с Землей. Статья опубликована в журнале The Planetary Science Journal.

Комета 46P/Виртанена была открыта в 1948 году астрономом Карлом Виртаненом. Она совершает один оборот вокруг Солнца за 5,4 года, последний раз комета прошла перигелий своей орбиты 12 декабря 2018 года. Необычно сильная активность кометы в то время, а также ее максимальное сближение с Землей инициировали проведение наблюдательной кампании, в которой участвовали космические и наземные обсерватории. Тогда ученым удалось рассмотреть ядро кометы и структуру комы и увидеть вспышку на ядре.

Комета 46P/Виртанена.

Группа астрономов во главе с Бончо Бонев (Boncho Bonev) из Американского университета опубликовала результаты анализа данных спектроскопических наблюдений за кометой Виртанена в декабре 2018 года, полученных в ближнем инфракрасном диапазоне при помощи инструмента NIRSPEC, установленного на одном из телескопов обсерватории Кека. Ученых интересовало, каков химический состав кометы, как он связан с ее гиперактивностью, и насколько он отличается от состава других комет. Ответы на эти вопросы позволяют лучше понять источники и механизмы выделения летучих веществ с ядра, а также разобраться в составе внутренней части протосолнечного диска, существовавшего на заре Солнечной системы.

Наблюдения выявили в коме кометы ряд летучих веществ, такие как водяной пар, аммиак, синильную кислоту, ацетилен (C2H2), этан (C2H6), метанол (CH3OH), и формальдегид (H2CО). Анализ пространственного распределения этих молекул в коме показал, что сублимация водяного пара идет не только с поверхности ядра, но и с ледяных зерен в самой коме, что создает дополнительный протяженный источник нагрева внутренней комы. Аналогичный вывод сделан и для метанола, причем у кометы Виртанена наблюдается одно из самых высоких измеренных отношений метанола к альдегиду среди всех известных комет на сегодняшний день. Содержание ацетилена, этана и синильной кислоты в коме меньше, чем воды и метанола, а во-вторых, существует их общий источник на ядре кометы. Эти выводы имеют сходство с данными по кометам 103P/Хартли 2 и 67P/Чурюмова — Герасименко. Ученые надеются, что будущие наблюдения за другими кометами помогут понять, какие группы веществ входят в состав разных льдов на ядре кометы и каковы механизмы их сублимации.

Источник: N+1