24.03.2024 22:21 Давность: 34 дн.

Астрономы отыскали десятый троянский астероид Марса

Категория: Система Марса, Малые тела

Астрономы подтвердили обнаружение десятого по счету троянского астероида Марса. Он также стал вторым, который находится вблизи точки L4 системы Солнце—Марс. При этом 2023 FW14 является временным троянцем — он был захвачен Марсом в прошлом и будет таким всего около десяти миллионов лет. Статья опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics.

Троянские астероиды находятся в резонансе среднего движения 1:1 с планетами и располагаются в окрестностях точек Лагранжа L4 и L5 систем Солнце—планета. Больше всего их у Юпитера (более семи тысяч), за ним идут Нептун (28), Марс (9), Земля (2), Уран и Венера (по одному).

В случае Марса лишь один подтвержденный троянец (121514) 1999 UJ7 располагается в районе точки L4, остальные троянские астероиды, а также пять кандидатов в них, находятся в окрестностях точки L5. Предполагается, что большинство марсианских троянцев могут быть фрагментами первого троянца Марса — астероида (5261) Эврика, раскрученного за счет YORP-эффекта. Существуют также версии образования троянских астероидов Марса за счет гигантского ударного события на планете, захвата астероидов гравитацией планеты или естественного образования в ранней Солнечной системе.

Группа астрономов во главе с Раулем де ла Фуэнте Маркосом (Raul de la Fuente Marcos) из Университета Комплутенсе в Мадриде сообщила о подтверждении открытия десятого троянского астероида Марса, которым стал 2023 FW14. Ученые провели спектроскопические наблюдения за ним при помощи инструмента OSIRIS, установленного на 10,4-метровом Большом Канарском телескопе, и астрометрические и фотометрические наблюдения при помощи телескопов обсерватории Тейде, а также моделирование N-тел для понимания его орбитальной эволюции.

2023 FW14 был открыт наземной системой Pan-STARRS в марте 2023 года, тогда его посчитали околоземным астероидом из класса Амуров. Однако теперь он причислен к троянским астероидам Марса, причем обладает самым большим эксцентриситетом орбиты (0,158), наименьшим наклонением (13,2 градуса) и наибольшим оптическим альбедо среди них. Это второй троянец Марса, расположенный вблизи точки L4.

Орбита 2023 FW14.

Исследователи причислили астероид к спектральному типу Xc, богатому металлами, со средним диаметром 318 метров. Маловероятно, что он образовался у Марса, скорее всего, это временный троянец, который мог быть захвачен планетой около миллиона лет назад из пролетавшей рядом популяции околоземных астероидов, или, что менее вероятно, является фрагментом троянца (121514) 1999 UJ7. Предполагается, что в статусе троянского астероида Марса 2023 FW14 пробудет не менее десяти миллионов лет, после чего перейдет на орбиту, пересекающую Марс.

Источник: N+1