08.11.2023 22:21 Давность: 171 дн.

В атмосфере Венеры впервые напрямую обнаружили атомарный кислород

Категория: Венера

Немецкие астрономы впервые напрямую обнаружили следы атомарного кислорода в освещенных и затененных регионах атмосферы Венеры, что подтвердило результаты непрямых замеров, проведенных в конце 1970-х годов советскими зондами программы "Венера" и в 2009 году европейской миссией Venus Express. Результаты замеров были опубликованы в статье в журнале Nature Communications.

"Атомарный кислород традиционно считается одним из ключевых компонентов термосферы и мезосферы Венеры, однако до настоящего времени все известные свидетельства его существования были получены непрямым путем. Мы впервые напрямую обнаружили его в атмосфере дневной и ночной стороны Венеры при помощи терагерцового спектрометра upGREAT", – говорится в исследовании.

Данное открытие было совершено группой немецких астрономов под руководством директора Института оптических сенсорных систем в Берлине (Германия) Гейнца-Вильгельма Хюберса при анализе данных, которые были собраны американской воздушной обсерваторией SOFIA на базе специализированной версии Boeing 747. На борт этого самолета ученые установили разработанный ими спектрометр upGREAT, способный улавливать и анализировать свойства пучков терагерцовых лучей.

Подобные колебания, как объясняют исследователи, вырабатываются многими атомами и молекулами, присутствующими в атмосферах планет Солнечной системы, что позволяет изучать их химический состав. Исследователи воспользовались этой особенностью upGREAT для поисков следов атомарного кислорода в разных регионах атмосферы Венеры, в которых он предположительно играет важную роль в круговороте угарного и углекислого газа и их взаимодействиях с ультрафиолетовым излучением Солнца. Возможные следы атомарного кислорода в атмосфере Венеры были в далеком прошлом обнаружены советскими миссиями "Венера-11" и "Венера-12" и европейским зондом Venus Express.

Проведенные при помощи upGREAT замеры подтвердили, что атомарный кислород действительно присутствует в атмосфере Венеры как минимум в 17 разных регионах планеты, часть из которых была расположена на ее освещенной стороне, а другие – на том полушарии Венеры, которое в момент замеров находилось в тени Солнца. Основные запасы кислорода были сосредоточены на высоте примерно в 100 км от поверхности Венеры, между двумя крупнейшими прослойками ее воздушной оболочки, которые обладают разными физическими свойствами и которые вращаются в противоположные стороны.

В дополнение к этому ученые обнаружили, что атомарного кислорода в освещенном полушарии Венеры в среднем присутствует в несколько раз больше, чем на ее "ночной" стороне. Это подтверждает общепринятую гипотезу о том, что атомарный кислород образуется на Венере в результате взаимодействий между ультрафиолетовым излучением Солнца и молекулами углекислого и угарного газа. Эти сведения, как надеются исследователи, приблизят их коллег-теоретиков к пониманию того, как Венера превратилась из близкого аналога Земли в раскаленный и безжизненный шар.

Источник: ИТАР-ТАСС