Чибис-М » Новости » 

10.09.2013 03:29 Давность: 11 лет

Мотор для Луны

Категория: Технологии, В России

В подмосковных Химках в НПО «Энергомаш» собирают двигатели нового поколения для ракет «Союз» и «Зенит». История НПО «Энергомаш» неразрывно связана с именем его создателя – академика В.П.Глушко, которому на днях исполнилось бы 105 лет.

Сентябрь. Полночь по московскому времени. Космодром Байконур. Стартует ракета-носитель «Зенит» с космическим аппаратом «Амос-4».

Самая главная и, пожалуй, яркая роль в этом случае у двигателей, которые делают на НПО «Энергомаш» имени академика Глушко. 

В ближайшие два часа в этот зал посторонним вход воспрещен. Никто не должен мешать рождению сердца ракеты. Рядом только программист и точнейшее оборудование. Техника по микронам сваривает блок газовода. 

«Мы делаем двигатели, которые делают самую неблагодарную и тяжелую работу – они отрывают ракету от земли, преодолевая силу земного тяготения», – рассказывает главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов.

Здесь говорят, что ни одна техника не заработает без сердца, пламенного мотора. Уже больше 80 лет опытно-конструкторское бюро «Энергомаш»  разрабатывает и создает  пламенные моторы. 

«Вот этот двигатель – это двигатель немецкой ракеты ФАУ-2.  По немецким чертежам был воссоздан от начала до конца», – рассказывает  Владимир Чванов.

По его образу конструировали двигатели для наших первых ракет Р-1, Р-2, Р-5. Только вот дальность у них была маленькая – около 1000 километров. С такой мощностью о космосе можно было только мечтать.

Поэтому создатель «Энергомаша», известный конструктор Валентин Глушко вместе с инженерами ночами сидел над чертежами. Чтобы придумать новый, а главное, сверхмощный двигатель, который бы вырвал человечество из плена земного тяготения.

«Это ЭД– 40, экспериментальный двигатель с тягой 7 тонн. У него внутренняя огневая стенка сделана из медно-бронзового сплава», – продолжает рассказывать Владимир Чванов.

Из этого двигателя появился РД-107. Двигатель, который поднял в космос первый спутник Земли и первого космонавта. Он и  прославил «Энергомаш» на весь мир, как предприятие, где делают самые мощные и надежные моторы для космоса. 

Чтобы  с нуля собрать ракетный двигатель требуется полтора года. Работа  распределена среди цехов. Часть из них делают различные детали будущего  мотора. 

Этот аппарат, как мощный водяной нож. Под напором в шесть тысяч атмосфер тонкая струя воды вырезает заготовки из прочнейших материалов. Пробовали вытачивать из стальных болванок  даже человеческие портреты. В качестве эксперимента. Однако особо времени на такого рода изыски нет.

«Здесь используется координатно-измерительная машина, которая работая в  3D модели, автоматически выполняет контроль изготовленной детали. Мы получаем на выходе только готовый протокол, который подтверждает качество изготовленной детали», – рассказывает заместитель исполнительного директора по качеству Владимир Квак.

Пайка деталей идет несколько часов при температуре в 1000 градусов. И снова проверка на качество. Потом детали собирают в основные узлы и агрегаты будущего двигателя. Сложнейшие блоки газоводов и генераторов обретают свои реальные очертания. 

«Здесь собрана вся технологическая цепочка изготовления узлов и агрегатов. Изготавливается деталь, вытачивается, фрезеруется, испытывается», – рассказывает начальник сборочно-сварочного цеха Василий Чарыков.

Важная операция – проверка  камеры сгорания:  нет ли  внутри  изъянов после сварки и пайки. Как  медосмотр, только пациент – техника. Каждый минус – повод отозвать деталь с потока. Уже потом все, что изготовили в цехах, свозится в главный сборочный цех – сердце «Энергомаша». Здесь, в стерильных условиях, собирают сами двигатели. 

«Здесь мы собираем двигатели сейчас для трех ракет – это ракета-носитель «Зенит», РД – 171м, ракета-носитель «Атлас», двигатель РД-180 и российская ракета-носитель «Ангара», РД-191. В том числе мы занимаемся модернизацией двигателей для ракеты-носителя «Союз», – рассказывает заместитель главного конструктора по науке Петр Левочкин.

Конструкторы говорят,  «союзный» движок станет проще, легче и будет  адаптирован к конкретной ракете.

После финальной сборки двигатели испытывают на стенде. Мотор должен пройти цикл той работы, которую  предстоит выполнить в полёте. И только потом, его отправляют ракетчикам. 

На заводе понимают, что изготовление нынешних ракетных двигателей – это все-таки задача тактическая. А вот разработка новых, перспективных моделей уже стратегия. 

«Впервые мы замахнулись на рубеж в тягу 1000 тонн. Сегодня РД-171м обеспечивает 800 тонн в пустоте, сегодня двигатель РД-175 будет обеспечивать 1000 тонн тягу, при этом он будет полностью вписываться в отсек  существующей ракеты «Зенит», – рассказывать Петр Левочкин.

Сегодня создать более мощный  ракетный двигатель при существующем уровне техники сложно. Выход: или новое топливо внедрять, или искать прорывное  решение, технический скачок.

«Технический скачок – это так называемое детонационное горение, которое позволит нам на кислородно-керосиновых двигателях получить удельный импульс приближающийся  к лучшим по характеристике кислородно-водородным двигателям. На сегодняшний день скорость вылета газов из сопла наших двигателей 3000 метров в секунду. Увеличить эту скорость – вот задача, чтобы лететь дальше, либо выводить больше», – продолжает Петр Левочкин.

Внедрение этого метода позволит увеличить мощность двигателей на четверть.  Возможно, именно на новых двигателях из Химок отправятся экспедиции землян на другие планеты. 

Источник: телестудия Роскосмоса


Вход в систему не произведен
  Войти   /   Регистрация  
Сейчас на сайте нет зарегистрированных пользователей.