09.02.2023 23:32 Давность: 1 лет

Астрономы отыскали систему колец у карликовой планеты Квавар

Категория: Малые тела, Карликовые планеты

Астрономы обнаружили третий пример системы колец вокруг небольших тел Солнечной системы. Плотное и неоднородное кольцо было найдено вокруг карликовой планеты Квавар из Пояса Койпера, причем располагается вне предела Роша, что противоречит теоретическим предсказаниям. Статья опубликована в журнале Nature.

Долгое время считалось, что системы колец есть только у планет-гигантов, например, Сатурна. Однако открытие колец у кентавра Харикло и карликовой планеты Хаумеа показало, что и небольшие объекты способны обладать подобными структурами. Все известные системы колец располагаются достаточно близко к своим родительским телам, находясь внутри границы, определяемой пределом Роша, где любой спутник будет разрушен приливными силами.

Группа астрономов во главе с Бруно Моргадо (Bruno Morgado) из Федерального университета Рио-де-Жанейро сообщила об обнаружении колец у карликовой планеты Квавар. Открытие было сделано в ходе наблюдений покрытия Кваваром фоновой звезды, за которым следили космический телескоп CHEOPS и камера HiPERCAM, установленная на наземном Большом Канарском телескопе.

Квавар относится к классической популяции объектов Пояса Койпера и обладает радиусом в 555 километров, что делает его седьмым крупным транснептуновым объектом. Карликовая планета обладает спутником Вейвотом, радиусом около 80 километров, который находится на расстоянии примерно 24 радиуса Квавара от самого Квавара (14.5 тыс. км).

Обнаруженное у Квавара кольцо плотное и неоднородное и находится на расстоянии 7,4 радиусов Квавара от родительского тела. Это очень необычно, так как кольцо располагается далеко за пределом Роша, а значит, в теории из его вещества мог достаточно быстро сформироваться спутник. Ученые считают, что большую роль в стабильности кольца играют упругие столкновения между его частицами, а также тот факт, что положение кольца близко к 1/3 спин-орбитальному резонансу с Кваваром.

Источник: N+1