DPS/EPSC: новое о системе Плутона и Харона
Категория: Плутон, Карликовые планетыПланетолог Эмили Лакдавалла продолжает репортаж с совместной конференции Планетного отделения Американского астрономического общества и Европейского планетарного научного конгресса, проходившей на прошлой неделе в Пасадене, Калифорния. На этот раз рассказ пойдет о системе Плутона.
Владислава Ананьева
На прошедшей конференции миссии «Новые Горизонты» и системе Плутона было посвящено пять сессий – одна пленарная, три устных и одна постерная.
Объем информации, полученной во время пролета КА «Новые Горизонты» сквозь систему Плутона 14 июля 2015 года, был так велик, а канал связи с аппаратом так узок, что собранные данные передавались на Землю в течение 16 месяцев. Совсем недавно (23 октября) этот процесс завершился. Команду миссии можно поздравить не только с успешным пролетом, но и с успешной передачей всех данных на Землю.
Во время пленарного заседания научный руководитель миссии «Новые Горизонты» Алан Стерн объявил, что уже в этом месяце в Planetary Data System будет опубликована вторая порция данных, включающая в себя множество новых ч/б и цветных снимков с камер LORRI и MVIC. Еще два пресс-релиза запланировано на апрель и сентябрь 2017 года. Также Стерн упомянул, что НАСА анонсировало программу анализа данных (DAP), по которой исследователи, не входящие в научную команду «Новых Горизонтов», также могут получить грант и работать с полученными данными.
Карта в оригинальном размере (5926х2963 пикселей).
Как оказалось, Плутон и Харон имеют несколько различные доли водяного льда и горных пород в своем составе: если в составе Харона около 59% массы приходится на горные породы (а остальное на лед), то в составе Плутона горных пород несколько больше – 65-67%.
Равнину Спутника (Sputnik planum) переименовали в низменность Спутника (Sputnik planitia). Эта яркая область покрыта многокилометровым щитом из азотного льда, поверхность которого лежит на 2.5 километра ниже, чем средний уровень Плутона. Скорее всего, дно низменности Спутника представляет собой колоссальный ударный бассейн размерами 1300х900 км, вызванный столкновением с 200-километровым астероидом.
Оливер Уайт заметил, что цвет низменности Спутника меняется с севера на юг, и что на севере сублимационные каверны встречаются чаще. В настоящее время здесь стоит полярный день, поверхность азотного ледника непрерывно освещается солнечным светом. Сублимируя с поверхности ледника на севере, азот переносится южнее и снова замерзает, делая южную часть ледника еще более яркой.
Джон Спенсер рассказал о кратерах на Плутоне и Хароне. Как оказалось, и Плутон, и Харон покрыты кратерами в равной степени, и на них обоих наблюдается относительный дефицит мелких кратеров, начиная с диаметров 11-15 км. Поскольку этот дефицит одинаков для обоих небесных тел, он вызван, скорее всего, не регулярным обновлением их поверхностей (скорость обновления поверхностей Плутона и Харона должна различаться), а недостатком мелких тел в поясе Койпера (кратеры диаметром 11-15 км вызваны падением астероидов размерами 1.2-3 км в зависимости от параметров столкновения). Работа Спенсера с коллегами, посвященная рельефу Харона, готовится к публикации.
Подтверждено отсутствие атмосферы у Харона – если там и существует какая-то атмосфера, то ее плотность меньше лунной. Однако на поверхности Харона были замечены каверны сублимации – что очень странно, ибо сейчас там сублимировать нечему. Поверхность спутника сложена в основном водяным льдом, но в некоторых местах обнаружен замерзший аммиак или гидраты аммония.
Интересны результаты анализа фазовых кривых Плутона и Харона. Фазовая кривая показывает, как меняется отражательная способность поверхности в зависимости от фазового угла (т.е. угла между Солнцем, небесным телом и наблюдателем). Многие поверхности в Солнечной системе демонстрируют «выброс противостояния» (opposition surge) – заметное увеличение яркости при условии, что источник света находится за наблюдателем (т.е. при фазовом угле, близком к нулю). Такое свойство есть признак грубой или пористой поверхности. Наблюдая Плутон с Земли или с околоземной орбиты, мы можем видеть его при фазовых углах, не превышающих 2°, поскольку находимся «с точки зрения Плутона» слишком близко к Солнцу. Однако КА «Новые Горизонты» наблюдал Плутон и Харон в широком диапазоне фазовых углов. Как оказалось, «выброс противостояния» у Харона гораздо сильнее выражен, чем у Плутона. Поверхность Харона – грубая и пористая, из непрозрачных частиц водяного льда, и такая же поверхность у Никты и Гидры. Но у Плутона поверхность более гладкая, покрытая прозрачными частицами метанового и азотного льда. В целом, фазовая кривая Плутона напоминает фазовую кривую Тритона, спутника Нептуна.
Джейсон Кук рассказал о малых спутниках Плутона. Как и ожидалось, все они сложены преимущественно из водяного льда. Однако спектры Никты и Гидры продемонстрировали также присутствие аммиака или гидратов аммония. Полосы водяного льда в спектре Гидры очень глубокие, что говорит о наличии на поверхности крупных ледяных зерен – размерами порядка сантиметра и даже больше! Поверхность остальных спутников покрыта более мелким снегом.
Источники: блог Эмили Лпакдаваллы
https://mobile.twitter.com/jtuttlekeane/status/788516538517102592/photo/1